Петро Порошенко и нафталиновые претензии


Активно ругать Порошенко начали пять лет назад, во время Евромайдана. Потом были президентские выборы, перед которыми, как известно, поливать кандидатов грязью – это международный вид спорта, который давно пора сделать олимпийским. Потом Порошенко стал президентом Украины, и претензий к нему стало ещё больше. Сработал кумулятивный эффект. Во-первых, РФ, как страна-агрессор, все эти годы ведёт против Украины информационную войну. Порошенко – одна из главных целей, и как Верховный Главнокомандующий ЗСУ, и как вдохновитель направленных против агрессора действий западных стран. Во-вторых, оставшиеся не у дел претенденты на президентское кресло в Украине могли бы дать любому диктатору в мире пару уроков беспринципности, подлости и лживости. Трезво сообразив, что до следующих выборов каких-то пять лет, они принялись усердно готовить почву для следующей попытки. В-третьих, журналистика в Украине – это нечто вроде единорога. Она вроде бы и есть, и сказочно прекрасна, но встречается до того редко, что многие считают её вымыслом. Вместо журналистики у нас в изобилии произрастают деловые люди, за приличный гонорар готовые на любую неприличность.
В-четвёртых, Порошенко – человек, а не ангел, и у него могут быть недостатки. Вот только, честно говоря, после первых трёх пунктов мне уже трудно их разглядеть. По сравнению с той горой мусора, которую воздвигают кремлёвские медиафреники и ольгинские боты, украинские популисты и самопровозглашённые журналисты, любой нормальный человек покажется ангелом.
Вот, например, из свеженького.
Интервью с Аркадием Бабченко, опубликованное первого февраля сего года.
Владимир Федорин, редактор-основатель украинского Forbes, спрашивает Аркадия о разных вещах, о спецоперации по предотвращению заказного убийства, а затем речь заходит и о Порошенко. Ответы Бабченко я здесь разбирать не буду, потому что, в конце-то концов, беженец из РФ не обязан разбираться в украинской политике. А вот высказывания Владимира Федорина любопытны.
Итак, начнём.
ВФ: «В риторике президента я уже несколько лет слышу столько узнаваемых, до боли, московских ноток, начиная с самой примитивной "Если не он, то кто?"»
Незамысловатая манипуляция. Во-первых, Порошенко никогда не говорил «Если не я, то кто?». В риторике Порошенко часто звучат слова об опасности популизма, о необходимости продолжения движения Украины к Евросоюзу и НАТО, о том, что жизненно важно освободиться от влияния РФ. Я не знаю, когда в Москве звучали такие нотки. Может быть, при Медведеве, когда отношения между РФ и НАТО были теплее? Там всё больше речь заходит про альтернативы  ЕС и про «нераспространение НАТО»…
Одно из двух – или Владимир Федорин заблуждается, или он нам лжёт.
Надо также сказать, что не один лишь Федорин приписывает Порошенко эти несуществующие нотки. Я не раз слышал, как люди уверенно рассуждали, что Порошенко делает то же самое, что делал Путин в России.
Как этих людей не убивает гром небесный за столь наглое враньё, до сих пор не пойму. Первое, что сделал Путин, придя к власти – уничтожил независимые СМИ. И сделал это настолько эффективно, что сегодня у гражданина РФ, не согласного с действиями правительства, есть два пути – либо высказываться на «Эхо Москвы», куда параллельно приглашают Гиркина, Царёва, Шевченко и прочих в высшей степени верноподданных путинскому режиму особ, либо оказаться в информационной блокаде. Оппозиционные сайты вроде «Ежедневного журнала», «Граней» или сайта Каспарова блокируются. Независимых журналистов убивают или выдавливают из страны, как того же Аркадия Бабченко.
Пытаюсь вспомнить, что же такого в Украине происходит. «Одноклассники» закрыли, да вот ещё в Гужву плюнули, не иначе как ядовитой слюной и по личному тайному приказу Порошенко.
Гром небесный, где ты?..

Далее.
ВФ:  «Как тебе предвыборное турне с Томосом? … У тебя нет ощущения, что Порошенко пытается на скрепы посадить общество?»
Ещё одна незамысловатая манипуляция.
Я не знаю, читал ли Владимир Федорин Конституцию Украины. Это прелюбопытное чтение. Особенно вот это:

«Верховна Рада України від імені Українського народу - громадян України всіх національностей,

виражаючи суверенну волю народу,

спираючись на багатовікову історію українського державотворення і на основі здійсненого українською нацією, усім Українським народом права на самовизначення,

дбаючи про забезпечення прав і свобод людини та гідних умов її життя,

піклуючись про зміцнення громадянської злагоди на землі України,

прагнучи розвивати і зміцнювати демократичну, соціальну, правову державу,

усвідомлюючи відповідальність перед Богом, власною совістю, попередніми, нинішнім та прийдешніми поколіннями,

керуючись Актом проголошення незалежності України від 24 серпня 1991 року, схваленим 1 грудня 1991 року всенародним голосуванням,

приймає цю Конституцію - Основний Закон України.»

Осознавая ответственность перед Богом.
Это первая страница Конституции, с неё всё и начинается. Да, официально у нас светское государство (и за это депутаты, принявшие Конституцию, также несут ответственность перед высшими силами). Но…
По данным 2018 года, Украина – на 11-м месте из 34 стран Европы по религиозности. Треть населения – люди религиозные. В том числе, например, бывший и. о. президента, секретарь РНБО Александр Турчинов, очень преданный традиционным ценностям человек. Возможно, это Томос на него так ретроспективно повлиял?.. Но в таком случае я знаю ещё одну жертву ужасного плана Порошенко – Майкла Пенса, вице-президента Соединённых Штатов Америки, который ещё более дорожит традиционными ценностями, чем даже Турчинов.  
Владимир Федорин боится, что вот эту страну Порошенко посадит на скрепы? Вот это общество?
Не кажется ли вам, читатель, что его страхи несколько… гм… необоснованы?
Далее.

ВФ: «Ты в курсе, что Украина остается самой коррумпированной страной в Европе, если не брать Россию? Почему Порошенко не победил коррупцию?»
По первому вопросу тоже можно поспорить. Да, по мнению Transparency International, Украина остаётся самой коррумпированной страной в Европе. Стоит ли принимать их мнение во внимание – здесь я не совсем уверен, потому что Transparency International, например, считает блокировку российских соцсетей в Украине угнетением гражданских свобод и настаивает на том, что где-то есть секретные тюрьмы СБУ.
Но возьмём за основу их рейтинг, будем считать, что так оно и есть. От коррупции мы и в самом деле не избавились.
Перейдём ко второму вопросу. Так почему Порошенко не победил коррупцию?
И снова мы возвращаемся к Конституции Украины. Моё второе любимое место – статья сто шестая.

Стаття 106. Президент України:
1) забезпечує державну незалежність, національну безпеку і правонаступництво держави;
2) звертається з посланнями до народу та із щорічними і позачерговими посланнями до Верховної Ради України про внутрішнє і зовнішнє становище України;
3) представляє державу в міжнародних відносинах, здійснює керівництво зовнішньополітичною діяльністю держави, веде переговори та укладає міжнародні договори України;
4) приймає рішення про визнання іноземних держав;
5) призначає та звільняє глав дипломатичних представництв України в інших державах і при міжнародних організаціях; приймає вірчі і відкличні грамоти дипломатичних представників іноземних держав;
6) призначає всеукраїнський референдум щодо змін Конституції України відповідно до статті 156 цієї Конституції, проголошує всеукраїнський референдум за народною ініціативою;
7) призначає позачергові вибори до Верховної Ради України у строки, встановлені цією Конституцією;
8) припиняє повноваження Верховної Ради України у випадках, передбачених цією Конституцією;
9) вносить за пропозицією коаліції депутатських фракцій у Верховній Раді України, сформованої відповідно до статті 83 Конституції України, подання про призначення Верховною Радою України Прем'єр-міністра України в строк не пізніше ніж на п'ятнадцятий день після одержання такої пропозиції;
10) вносить до Верховної Ради України подання про призначення Міністра оборони України, Міністра закордонних справ України;
11) призначає на посаду та звільняє з посади за згодою Верховної Ради України Генерального прокурора;
12) призначає на посади та звільняє з посад половину складу Ради Національного банку України;
13) призначає на посади та звільняє з посад половину складу Національної ради України з питань телебачення і радіомовлення;
14) вносить до Верховної Ради України подання про призначення на посаду та звільнення з посади Голови Служби безпеки України;
15) зупиняє дію актів Кабінету Міністрів України з мотивів невідповідності цій Конституції з одночасним зверненням до Конституційного Суду України щодо їх конституційності;
16) скасовує акти Ради міністрів Автономної Республіки Крим;
17) є Верховним Головнокомандувачем Збройних Сил України; призначає на посади та звільняє з посад вище командування Збройних Сил України, інших військових формувань; здійснює керівництво у сферах національної безпеки та оборони держави;
18) очолює Раду національної безпеки і оборони України;
19) вносить до Верховної Ради України подання про оголошення стану війни та у разі збройної агресії проти України приймає рішення про використання Збройних Сил України та інших утворених відповідно до законів України військових формувань;
20) приймає відповідно до закону рішення про загальну або часткову мобілізацію та введення воєнного стану в Україні або в окремих її місцевостях у разі загрози нападу, небезпеки державній незалежності України;
21) приймає у разі необхідності рішення про введення в Україні або в окремих її місцевостях надзвичайного стану, а також оголошує у разі необхідності окремі місцевості України зонами надзвичайної екологічної ситуації - з наступним затвердженням цих рішень Верховною Радою України;
22) призначає на посади третину складу Конституційного Суду України;
23) пункт 23 частини першої статті 106 виключено 
24) присвоює вищі військові звання, вищі дипломатичні ранги та інші вищі спеціальні звання і класні чини;
25) нагороджує державними нагородами; встановлює президентські відзнаки та нагороджує ними;
26) приймає рішення про прийняття до громадянства України та припинення громадянства України, про надання притулку в Україні;
27) здійснює помилування;
28) створює у межах коштів, передбачених у Державному бюджеті України, для здійснення своїх повноважень консультативні, дорадчі та інші допоміжні органи і служби;
29) підписує закони, прийняті Верховною Радою України;
30) має право вето щодо прийнятих Верховною Радою України законів (крім законів про внесення змін до Конституції України) з наступним поверненням їх на повторний розгляд Верховної Ради України;
31) здійснює інші повноваження, визначені Конституцією України.
Президент України не може передавати свої повноваження іншим особам або органам.
Президент України на основі та на виконання Конституції і законів України видає укази і розпорядження, які є обов'язковими до виконання на території України.
Акти Президента України, видані в межах повноважень, передбачених пунктами 5, 18, 21 цієї статті, скріплюють підписами Прем'єр-міністр України і міністр, відповідальний за акт та його виконання.

Где, скажите мне, здесь хоть слово сказано о том, что Президент Украины несёт ответственность за борьбу с коррупцией?
Более того, важное свойство антикоррупционных органов, созданных в Украине после Евромайдана – это их независимость от власти. Иначе, согласитесь, в их существовании нет никакого смысла.
Та же Transparency International замечает, что создание НАБУ, НАЗК, САП – это шаг вперёд, и сетует на то, что результатов их работы пока не видно, но и замечает, что для того, чтобы такие результаты появились, требуется длительное время.
То есть спрашивать «почему Порошенко не победил коррупцию?» так же логично, как спрашивать «почему Порошенко не провёл медицинскую реформу?», «почему Порошенко не посадил Ахметова?», «почему Порошенко не открыл рынок земли?» или «почему Порошенко уже третью неделю не убирает у меня в подъезде?»
Ответ на все эти вопросы один – этим занимается не Порошенко. С коррупцией борется НАБУ (по крайней мере, так утверждает само НАБУ), медицинскую реформу проводит Министерство Здравоохранения (по крайней мере, так утверждает само Министерство Здравоохранения), к лишению свободы приговаривает суд, законы, прежде чем отправить их на подпись Президенту, принимают депутаты Верховной Рады Украины, а у себя в подъезде могли бы и сами убрать, между прочим, или хотя бы скинуться с соседями и нанять уборщицу.
Вообще Конституция Украины – это, повторюсь, прелюбопытное чтение. Пункт десятый статьи сто шестой, например, чётко и ясно говорит, что Президент назначает министра обороны и министра иностранных дел. То есть то, что мы и видим в действующем правительстве – по квоте Президента там Полторак и Климкин.
Люди же, не читающие Конституцию, порой возмущаются, почему это Порошенко назначил министром Авакова (министр от фракции НФ) или Супрун (независимый министр, кандидатура предложена премьер-министром Гройсманом).
Между прочим, Аркадий Бабченко, возможно, и не читает Конституцию каждый вечер на сон грядущий, но некоторое представление о ней имеет и, во всяком случае, знает, что Украина – это парламентско-президентская республика и что полномочия и сфера ответственность Президента имеют некоторые границы. В этом смысле он и ответил на вопрос про победу над коррупцией – мол, кто-то победить должен, но Порошенко ли или кто-то другой – не знаю, я не местный.

Какие ещё претензии предъявляются Порошенко (уже безотносительно Федорина)? Самые разнообразные. Что Порошенко выгодна война, потому что он при этом богатеет (по данным Форбс, состояние Порошенко за время войны уменьшилось, он перестал быть долларовым миллиардером). Что Порошенко сдал Крым (во время оккупации Крыма Порошенко не был Президентом, формально главой государства тогда был сбежавший в Ростов Витенька Янукович, а его обязанности выполнял Турчинов). Что Порошенко назначил мэром Одессы Труханова, а мэром Харькова – Кернеса (городской голова – выборная должность, их никто не назначает, а то, что мои дорогие земляки проголосовали за Геннадия Леонидовича – это наш общий позор и беда). Что Порошенко не закончил АТО за день. Что при Януковиче доллар был по восемь. Что безвизовый режим, во-первых, никому не нужен, потому что все очень обнищали, а во-вторых, это не заслуга Порошенко, что Украине дали безвизовый режим с Евросоюзом, а это Евросоюз просто решил сделать такое одолжение (внешняя политика – это, напомню, ответственность Президента).
И так далее, и так далее. Все эти разговоры продолжаются месяцами и годами. Ни интереснее, ни правдивее они от времени не становятся, только всё сильнее отдают нафталином.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Подарунок для Зеленського

Традиційно непорядні

Эти добрые люди